ЖКХ по лицензии


Невзирая на критику, комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ рекомендовал принять в первом чтении законопроект о лицензировании компаний, управляющих многоквартирными домами. Законопроект вызвал у депутатов много вопросов — а именно, не приведет ли его принятие к рождению нового витка коррупции в системе ЖКХ.

Комитет Гос думы по жилищной политике и ЖКХ на заседании во вторник обсудил законопроект о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами. Члены комитета рекомендовали принять в первом чтении законопроект. За проголосовало 12 членов комитета, против — 10.

Законопроект, который подразумевает внесение конфигураций в Жилищный кодекс Рф, был внесен в Госдуму депутатами от «Единой России» 11 февраля. Согласно документу, управляющие компании (УК) и приятельства собственников жилища (ТСЖ), контролирующие два дома и поболее, должны получать лицензию на свою деятельность. Таким макаром, убеждены создатели законопроекта, граждане будут защищены от нерадивых УК.

«На наш взор, в сложившейся нерадивой конкуренции на рынке, когда в домах есть компании, которые нами не выбирались, единственная мера — введение лицензирования», — гласил заместитель министра строительства и ЖКХ Рф Андрей Чибис ранее на пресс-конференции.

Если законопроект будет принят, управляющие компании не сумеют работать без лицензии с 1 мая 2015 года. Они лишатся лицензии, если трибунал признает два нарушения в одном доме. Не считая этого, если 15% многоквартирных домов, включенных в лицензию, исключены из нее за предназначение административного наказания УК, орган муниципального жилищного надзора должен обратиться в трибунал с заявлением об аннулировании лицензии. В то же время право вето на лишение УК лицензии получат собственники — это должно защитить честные УК, считают создатели законопроекта.

По данным комитета, в внедрении управляющих организаций находится 78,2% многоквартирных домов, в управлении ТСЖ — 9,6%, не избран метод управления в 12,2% домов. Через УК в год проходит 1,5 трлн руб., отмечали создатели проекта.

Законопроект вызвал бурное обсуждение: и поддержку, и критику присутствующие высказывали чувственно. На вопросы критиков отвечали зампред комитета и один из создателей проекта — единоросс Павел Качкаев и замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. Критика сводилась к одной мысли — законопроект даст почву для коррупции в сфере, где с ней и так нужно интенсивно биться.

Во-1-х, гласили участники дискуссии, неясно, на основании чего будет дана оценка управляющим компаниям и как будет смотреться система обучения служащих. «Кадрами в ЖКХ в ближайшее время никто не занимался, но сейчас такая программка создана», — ответил на соответственный вопрос Качкаев.

Не считая этого жилищный надзор, который получит функции выдачи лицензий в случае принятия закона, может перевоплотиться в раздутый муниципальный орган, собственного рода «монстра», выразили опасение члены комитета. «Дополнительная функция одна — один раз выдать лицензию и принять экзамен, — парировал Андрей Чибис. — Не считая пакета документов новые функции на Госжилнадзор не возлагаются».

Многие члены комитета гласили о том, что власти не должны вмешиваться в дела собственников, от обслуживания жилого фонда правительство ушло 10 годов назад.

«В законопроектах за последние 18 месяцев наметилась тенденция урезания прав собственников. Мы почему-либо считаем всегда, что лучше знаем, как сделать собственника счастливее», — произнес Александр Смирнов от фракции ЛДПР. Он именовал законопроект «непрофессиональным» и заявил, что ЛДПР в Госдуме будет голосовать против его принятия.

Единственное, что может быть взято под контроль страны и лицензировано, — безопасность эксплуатации построек, добавила 1-ый зампред комитета Лена Николаева из «Единой России». Правительство имеет право устанавливать требования только там, где идет речь о здоровье и безопасности людей, напоминали депутаты. По словам Николаевой, мэры страшатся ухода бизнеса из управления ветхими домами после введения лицензирования.

«Мы должны дать возможность УК зарабатывать прибыль на одних домах и растрачивать их на другие», — ответил замминистра строительства, отметив, что это и есть принцип ведения бизнеса.

Очередной вопрос, который смутил присутствующих, — финансирование. «Документ внесен без финансово-экономического обоснования, в бюджете средства на него не предусмотрены», — заявила председатель комитета Галина Хованская из «Справедливой России».

Отвечая позднее на вопрос журналистов, как будет проводиться запланированное финансирование расширения госжилинспекций, Андрей Чибис отметил, что экономные средства на это не потребуются. «Расширение будет проводиться не за счет бюджета. Финансирование лицензирования — это муниципальная пошлина на получение лицензии. Расходы на выдачу лицензии — это расходы, которые несет лицо, претендующее на получение лицензии», — произнес замминистра.

Критики законопроекта также согласились вместе в том, что законопроект не решает главной трудности — пассивности собственников. После усиления контроля они могут еще более отдалиться от управления своим домом.

«Предложен инструмент, а поточнее, асфальтовый каток для зачистки конкурентноспособной среды в сфере управления жилищным фондом. Останутся только аффилированные управляющие организации, привязанные к государству. Опыт таковой идет в Москве и Санкт-Петербурге. Отымают дома, пробуют устранить ТСЖ под мнимыми предлогами. Вот к чему это приведет», — резюмировала председатель комитета Галина Хованская.

Замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис после заседания выделил, что документ еще будет доработан. Госдума может разглядеть законопроект 20–24 апреля.

Добавить комментарий