Прописка и регистрация


Прописка, регистрация – эти понятия, без преувеличения, вошли в нашу плоть и кровь. Так, что большинством воспринимается как синоним права на жилище.

Удивляться здесь, если честно, нечему. Очень может быть, что впереди нас ожидает еще одно величавое открытие английских ученых, которые установят, что вековая традиция быть юридически привязанным к месту проживания у нас, россиян, заложена в генетическом коде.

Начало этой славной традиции заложено Петром Первым. Русское правительство очень нуждалось в контроле и удержании на местах крепостных, в пополнении армии рекрутами. Мы обычно связываем крепостное право с обездоленным и бесправным крестьянством. Но даже дворяне в 17 веке – и те были крепостными. С 15-летнего возраста дворянин должен был служить на военной службе. Или на штатской – если хил был и беспомощен. Правда, Петр 1-ый, как говорится, закрутил гайки, и в его царствование кабала стала просто нестерпимой. В те времена благодаря прогрессивному царю-батюшке была заложена система в Рф, направленная на решение важных муниципальных задач. Это и сбор подушных податей, и получение образованных профессионалов методом направления их за границу, защита страны от противников, недопущение мятежа со стороны обездоленных. Ну какая система в Рф тогда могла более много соответствовать решению муниципальных задач, как не паспортная? Она и стала массивным фундаментом строения гос жизни на следующие века.

Так что дурная привычка страны решать свои задачки за счет личности, ее интересов и свободы – изобретение не нынешнего денька. И даже – не сталинского времени. Это – наше наследование того векового уклада жизни, который, с одной стороны, позволил выстоять государству и стать величавым, а с другой – не позволял рассматривать личность как нечто, заслуживающее внимания.

В 1762 году Петр III за полгода собственного королевства успел раскрепостить дворян. Последние не возражали. Воспользовавшись даром свободы, они занялись тем, к чему лежала душа – кто-то остался служить, кто-то стал писать стихи либо прожигать жизнь в кутежах, а то и совсем уехал за границу.

Историческое значение года 1861-го общеизвестно. Текущий, 2011 год, отмечается как 150-летие отмены крепостного права. В-общем, 150 лет свободы. С одной стороны – величавое событие. С другой – следует осознавать, что в истории не бывает периодов только темных и только белоснежных. Потому общественнное устройство Рф периода крепостничества не стоит представлять только как восточную тиранию с ничем не сдерживаемой, стопроцентно бесконтрольной властью. Подобно тому, как расхожее понятие «демократия» не исчерпывается представлением о реальной власти народа. Так, до прихода к власти Петра I, до конца XVII века, в Рф существовали земские соборы. Броско, что и в смутные времена власть понимала необходимость как-то ограничивать себя, воспринимала надлежащие законы. Обыкновенные люди, когда терпение заканчивалось, добивались от власти не только лишь более сытой жизни, да и необходимости считаться с их правами. А где есть право, там есть свобода. Потому нельзя утверждать, что тяга к рабскому положению у россиян в крови. У россиян в крови все – и оковы крепостничества, и бессчетные пробы их скинуть. Думаю, о последнем стоит держать в голове особо. Раб, сознающий, что кандалы – это то, от чего нужно избавиться, уже не раб.

В протяжении следующих веков сложившаяся система учета и контроля за популяцией всячески шлифовалась и совершенствовалась. Как досадно бы это не звучало, не в либеральную сторону. Справедливости ради отмечу, что был в нашей истории момент, когда население обрело полную свободу, обрело право решать – получать паспорт либо нет, также лишилось ограничений на свободу передвижения по таким аспектам, как национальность, род занятий, имущественное положение. И такая свобода пришла, как не удивительно это звучит, со стороны большевиков, отменивших после революции паспортную систему, также ограничения на передвижение населения.

Такое счастье продолжалось достаточно долгий период – до 1932 года. Но здесь впору обнаруженная большевиками угроза со стороны подлой контрреволюции и сплотившихся противников народа вынудила их срочно ввести единую паспортную систему и прописку, что, фактически, и означало переход к репрессивной системе полного учета населения.

Что было далее, понятно всем. На укрепление тоталитарного режима было ориентировано принятое в 1932 году ЦИК и СНК СССР постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и неотклонимой прописки паспортов». Так был осуществлен переход к репрессивной системе учета и контроля населения – прописка. Ее содержание раскрывалось в паспортном режиме и регистрации. Это постановление стало толчком к переходу к командно-административным механизмам решения экономических заморочек и управления государством на многие десятилетия вперед.

Действия трех-четырехдесятилетней давности и совсем ни для кого не секрет.
Итак, прописка. Без нее на работу не воспримут. Если воспримут – управляющий будет нести ответственность в административном порядке. Нет прописки – нет права проживать там, где живешь. Есть в квартире прописка, означает, есть право на эту квартиру. В больницу без прописки – не сунешься. В-общем, жить без прописки было неприемлимо, она имела правоустанавливающее значение для всех действий гражданина. Была одной из самых святых обязательств гражданина.

С тех пор почти все поменялось.
Действующая Конституция РФ наделила собственных людей самыми широкими правами. И обязательствами, очевидно. Как без их?

А именно, была отменена прописка. Изменена суть регистрации по месту проживания. Законодатель официально признал, что связывать наличие или отсутствие прав (всех) с регистрацией – неправомерно. Это – на теоретическом уровне.
На практике регистрация по месту проживания – одно из самых противоречивых не то прав, не то обязательств.

Противоречивых, так как сходу даже и не скажешь, право это либо обязанность – абсолютная необходимость регистрации по месту проживания (временного проживания) всех – людей и неграждан, парней и дам, новорожденных и долгожителей, дееспособных и не очень. А решение этого вопроса принципно. До сего времени очень уж почти во всем зависит получение наиважнейших актуальных благ от ее наличия либо отсутствия.

Если это право, осуществляться оно может только по желанию: желаю – регистрируюсь, не желаю – и не буду. Итак вот, если регистрация по месту проживания – это право, то почему имеет место быть ст. 19.15 КоАП РФ, установившая ответственность за проживание без регистрации по месту пребывания либо по месту проживания, равно как и за допущение проживания в занимаемом гражданином либо в принадлежащем ему помещении лиц, не имеющих регистрации?

Означает, разумно представить, что это все таки обязанность. Тогда как осознать положения Конституции РФ и Закона РФ «О праве людей на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства», в согласовании с которыми возможность реализации права не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия регистрации гражданина по месту проживания? Другими словами, по смыслу данной нормы, вы имеете право дать малыша в школу, обратиться в ту больницу, в которую вам удобнее, а не по месту жительства; имеете право голосовать, даже если у вас не оказалось регистрации; имеете право поступить на работу, и жить в квартире, невзирая на отсутствие регистрации по месту проживания.

А необходимость регистрации как рассматривалась бюрократами различных мастей как непременное условие допуска к разным благам, так и рассматривается. Попытайтесь записать малыша в школу либо обратиться в всякую больницу не по месту регистрации. Там и понятия не имеют, что прописка уже около 20 лет отменена.

Но практика указывает, что институт учета людей, невзирая ни на что, упрощается и становится демократичнее.

Так, принятые не так давно конфигурации Правил регистрации людей по месту проживания как бы вправду упростили условия и порядок регистрации, сделали ее уведомительной. Но ответственность за проживание без регистрации осталась как и раньше. К тому же, никаким правовым актом психологию человека в одночасье не изменишь. И мы длительно еще будем связывать возможность воплощения собственных прав с священным штампиком в паспорте.

Добавить комментарий