Из отвратительного в мэрский


Как перевоплотить каменные тропические заросли в комфортабельную среду обитания? Как сделать так, чтоб в крупном городе можно было не только лишь выживать, да и жить? Алексей Муратов, спец Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», потряс своим выступлением мэров практически сотки русских городов, собиравшихся не так давно в Подмосковье. Он поведал им о том, как главы администраций крупных городов на различных материках смогли перевоплотить каменные мешки в городка XXI века.

Лес рук поднялся после того, как Муратов окончил выступление. Два денька семинара мэры прогуливались за ним, представлялись и истязали вопросами.

Выступление профессионала было настолько красивым, что «Газета.Ru» решила опубликовать его практически стопроцентно с пояснениями и фото. В надежде, что опыт, собранный в различных странах и в различные годы, может быть, поможет и кому-то в Рф. В том числе тем, кто не слышал лекции, но желает сделать жизнь в собственном городке, районе, местечке более гуманной.

Не только лишь Цюрих

Есть международные рейтинги городов, которые оценивают поселения по качеству жизни. Самые авторитетные рейтинги составляют английские журнальчики Economist и Monocle и южноамериканская консалтинговая компания Mercer.

Ее систематизация более подробна. Она ранжирует более 2-ух сотен городов по двум десяткам критериев, посреди которых важные — безопасность, стабильность, образование, здравоохранение, культура, окружающая среда и т.д. Рейтинг составляется для интернациональных компаний, которые посылают собственных служащих работать за предел и которым для этого нужно оценить размер выплат.

В последние годы самое суровое воздействие на рейтинг оказывал аспект безопасности. Так, после «арабских весен» городка Северной Африки и Близкого Востока свалились на самое дно рейтингов Mercer и Ко. А на позициях американских городов не наилучшим образом сказались массовые протесты типа Occupy Wall Street.

Но аспекты оценки распространяются не только лишь на страны «золотого миллиарда». И фуррора могут достигнуть не только лишь собирательные «Цюрих, Базель, Берн», да и городка из наименее обеспеченных государств.

Посреди огромного количества причин, повышающих состояние жизни в городке, велика конкретно роль мэра. Ниже — примеры, как личные возможности человека помогают часто решать, казалось бы, неразрешимые трудности.

Богота

Начало 1990-х годов. Богота в упадке. Некие ее именуют худшим городом в мире. Рядом с обеспеченными районами — трущобы. Настоящая власть в городке у наркокартелей. Все пронизано коррупцией. Мусор не убирается. На 100 тыс. обитателей — 70 убийств в год. (В благополучных европейских городках — меньше 1-го.)

Изменяться Богота начинает с 1995 года — совместно с избранием на пост мэра бывшего ректора Института Колумбии, математика и философа Антанаса Мокуса.

Будучи независящим кандидатом, он подбирает команду по проф качествам, а не политическим предпочтениям и договоренностям. Вокруг Мокуса собираются наилучшие разумы страны.

Главной задачей он лицезреет изменение культуры поведения людей. И старается ее решить, убеждая своим примером. Иногда очень эксцентричным образом. В один прекрасный момент Мокус нарядился в желтоватый облегающий костюмчик супергорожанина и фланировал в нем по улицам, показывая правильные формы поведения. Мокус был уверен: конфигурации начинаются с маленький группы людей, берущих на себя функции первопроходцев.

Отталкиваясь от этой уверенности, он в корне изменил поведение городских таксистов, оказывавших самое негативное воздействие на трафик в Боготе. Проведя исследование, мэрия отобрала тех, кто отвечал трем обычным аспектам: обходительно приветствовал садившихся в машину пассажиров; довозил точно до места предназначения; корректно отсчитывал сдачу.

Из 30 тыс. таксистов таких обнаружилось 150 человек. Эти избранники сформировали ассоциацию, получившую заглавие «Рыцари зебры» (в то время такси в Боготе имели на кузове черно-белые полосы), получив отличительные значки для машин. «Рыцари» должны были находить и рекрутировать в свои ряды других приличных таксистов. Программка оказалась неописуемо удачной — горожане отдавали предпочтение услугам «рыцарей». Через пару лет практически каждый таксист Боготы изменил свое поведение либо просто закончил заниматься извозом.

Другой инициативой Мокуса было введение красноватой и белоснежной карточек как символов публичного порицания либо одобрения поведения автомобилистов и пешеходов на улице. Демонстрируя красноватую карточку, человек неагрессивным и санкционированным сверху образом давал осознать другому, что тот ведет себя грубо, демонстрируя белоснежную — что обходительно и верно. Скоро люди по всему городку стали выражать одобрение и порицание красно-белыми карточками. И количество маленьких правонарушений значительно снизилось.

Очередной эксцентрической мыслью Мокуса было вывести на улицы более 400 специально обученных мимов, которые высмеивали нарушителей правил и показывали, как следует себя вести. Мэр считал, что обитатели еще больше страшатся быть осмеянными, ежели оштрафованными. И не без оснований он так считал: мимы оказались настолько эффективны, что Мокус даже принял решение распустить коррумпированную дорожную полицию, предложив части полицейских переквалифицироваться в мимов. Вобщем, это ему все-же не удалось…

Видя один из основных источников уличного насилия в клубах, мэр особым законом ограничил время их работы до часа ночи и 1-ое время лично обходил заведения с инспекциями. В итоге этой и других кампаний за время правления Мокуса количество убийств в Боготе снизилось на 70%, а количество авто аварий — на 50%.

Мокусу удалось поменять соц тело городка, но на физическом уровне Богота оставалась полностью запущенной. Но благодаря понижению преступности, улучшению общественного климата и ситуации с коррупцией сюда начинали приходить инвестиции. Преемник Мокуса Энрике Пеньялоса может уже заняться реконструкцией кварталов, совершенствованием транспортной системы.

Принципиальное место новый мэр, пришедший к власти в 1998-м, уделяет развитию публичных пространств. Разделяя мировоззрение, что публичные места — «окна в душу города» (книжка Шарон Зукин «Культура городов» вышла незадолго ранее).

Пеньялоса сносит квартал фавел Картучо, расположенный в центре городка, и устраивает на его месте площадь. В правительстве нового мэра возникает ответственный за общественные места. Пеньялоса осознает: имеющееся в Боготе неравенство порождает недоверие меж людьми и, как следствие, напряженный соц климат.

Одним из главных проявлений неравенства, по воззрению мэра, учившегося во Франции и США, было преобладание автолюбителей над людьми без машин. Пеньялоса проводит реконструкцию тротуаров по всему городку. Инсталлируются бетонные столбики, расширяется площадь пешеходного полотна.

Огромное значение придается публичному транспорту. Создается обмысленная и экономная система высокоскоростного автобусного сообщения. Прокладывается 300 км велодорожек. Вводится система запрета на каждодневное использование личным автомобилем, также денек без автомобилей один раз в году.

Через три года при поддержке, кстати, Пеньялосы к власти опять приходит Мокус, который продолжает начатые преобразования. В итоге деятельности тандема в Боготе появилось 1100 новых районных парков. Фактически 100% малышей прогуливаются в школу, население возросло приблизительно на третья часть, занятость — наполовину.

Деспота

Эди Рама возвратился в Албанию почти во всем случаем. Приехав в 1998 году на похороны отца из Парижа, богемный живописец не задумывался задерживаться в Деспоте. Но траурные церемонии совпали с восшествием на политическую сцену нового премьера Фатоса Нано, искавшего министра культуры. На госслужбе Рама пробыл недолго и уже в 2000 году избрался на пост мэра албанской столицы.

1-ое, что сделал мэр-художник, — перекрасил сероватые многоэтажки, наследство эры социализма, в радостные цвета. Сам мэр носит в большинстве случаев цветные рубахи и красноватые носки. Не считая того, он сделал город светлым. До его прихода во всей Деспоте было только 78 уличных фонарей. Рама отыскал средства и сделал городское освещение фактически повсеместным.

Кроме этого Рама сносил ларьки, благоустраивал набережную реки Ланы и озеленял город. Невзирая на то что его меры частично были косметическими — воду в столице как и раньше дают на 6 часов в денек, — улучшение вида и вида городка отдало собственный эффект. Путь «быстрых побед», а именно, содействовал притоку зарубежного капитала. Что не преминул отметить Интернациональный фонд мэров, вручив Раме в 2004 году премию World Mayor.

Турин

К началу 1990-х итальянский Турин был моногородом, жизнь которого зависела от очень затрепанного вереницой кризисов концерна FIAT. С 1980 по 1990 год концерн уменьшил порядка 100 тыс. рабочих мест, при этом бoльшую часть конкретно в Турине.

Как раз в то время правительство Италии выполнило масштабную реформу городского управления. Мэры, ранее назначавшиеся горсоветом, стали избираться жителями впрямую. Градоначальники получали вескую политическую легитимность.

И вот в итоге выборов к власти в Турине пришел 53-летний Валентино Кастеллани, доктор, проректор местного политехнического института.

В 1995 году был разработан десятилетний генеральный план развития Турина. Последний схожий документ принимался в городке в 1959 году. С того времени его обновлению мешало отсутствие политического консенсуса. Целью плана было связать воедино кусочки городка, типичные слободы, сформировавшиеся вокруг производственных центров FIAT.

Реализация генплана привела к регенерации 2,1 млн кв. м бывших промтерриторий. Был реализован проект «Центральная магистраль», в рамках которого проходящая через весь город жд ветка, служившая только для грузоперевозок, была уведена под землю, а на ее месте проложена 12-километровая транспортная артерия.

2-ой принципиальный элемент политики мэра-профессора — разработка, обсуждение и принятие стратегического плана развития городка. Процесс был запущен в 1998 году сходу после избрания Кастеллани на 2-ой срок. Для разработки документа был сотворен Форум развития, куда вошли три 10-ка представителей огромнейших институций и компаний. В один из особых комитетов вошли также представители штатского общества. Основным результатом стало создание сети из 57 фаворитов в экономической, культурной, научной и социальной сферах, которые стали движущей силой в преобразовании городка.

Выполнение плана было рассчитано на 10 лет. Он предполагал суровую диверсификацию городской экономики, в том числе за счет больших технологий и туризма.

В 1999 году, на 2-ой год обсуждения стратегического плана, Турин выиграл у швейцарского Сьона право принять зимнюю Олимпиаду – 2006. На реализацию проекта город сумел привлечь более €3 миллиардов. Зимние игры стали кульминацией процесса перевоплощения Турина из моногорода в процветающий современный крупный город.

Лондон

Умопомрачительно: невзирая на свою долгую историю, первого мэра Лондон получил только в 2000-м. Длительное время местное управление находилось в ведении административных районов, что, кстати, разъясняет репутацию Лондона как городка без периферии.

Усилия по централизации управления начали предприниматься только с середины XIX века. Был сотворен выборный совет Огромного Лондона. Но исключительно в самом конце XX века в городке был введен пост мэра и организованы прямые выборы, на которых первенствовал Кен Ливингстон.

Он был далековато не новичком в городской политике. В 1970-х этот лейборист являлся депутатом, а в 1980-х — председателем совета Огромного Лондона. За свои очень левые взоры Ливингстон получил прозвище Красноватый Кен. Он всегда пикировался с Маргарет Тэтчер. Да еще как! Вывесил на здании совета огромный плакат, показывающий цифру безработных в городке, и каждый месяц обновлял статистику.

Дразнилка состояла в том, что плакат был отлично виден через речку — из окон правительства в Вестминстере. «Железная леди» в конце концов вскипела и в 1986 году упразднила совет под предлогом борьбы с коммунистической опасностью.

Избравшись на пост мэра в 2000 году, Ливингстон взялся за застарелые трудности городка. А именно, транспортную. Самым известным его деянием стало введение платы за проезд в центр.

Этим Красноватый Кен убивал 2-ух зайцев. Во-1-х, изыскивал дополнительные средства на развитие публичного транспорта. Что позволило, скажем, учащимся до 18 лет ездить в автобусах безвозмездно. Во-2-х, отдал возможность деловым людям, для которых «время — деньги», брать для себя свободу перемещения и не терять часы в пробках. Мера, вызвавшая сначала бурные дискуссии, привела к понижению числа машин в центре на 20%.

В 2002 году была объявлена программка «100 публичных пространств», поставившая задачку реконструировать имеющиеся и сделать новые площади, парки и променады. За ней последовала Street Scene Challenge, подразумевавшая благоустройство улиц с перевоплощением их в приятное место для прогулок.

Почти во всем благодаря тому, что Лондон очень похорошел, город выиграл у Парижа право на проведение Олимпиады-2012. Конкретно Ливингстон настоял на том, чтоб расположить Олимпийский парк и спортивные объекты не вокруг стадиона Уэмбли, как планировалось вначале, а в Ист-Энде — бедном полупромышленном районе. Планировалось (и так оно и вышло), что Олимпийский парк после Игр перевоплотится в настоящее общественное зеленоватое место. Кстати, наикрупнейшее из сделанных в Европе за последние полтораста лет.

Сеул

Его биография достойна публикации в серии ЖЗЛ. Будучи младшим ребенком в бедной многодетной семье, Ли Мён Бак фактически не имел шансов получить высшее образование. Но благодаря целеустремленности и трудолюбию он получил стипендию и поступил на коммерческий факультет института в Сеуле. Зарабатывал на жизнь, ночами на рынке убирая мусор. Интенсивно участвовал в студенческом движении. В 1964 году организовал антияпонскую демонстрацию, которая вылилась в кавардаки.

Отсидел полгода в кутузке. Длительно позже не мог устроиться на работу. В конечном итоге получил место только после письма президенту страны. Юный спец был устроен в маленькую тогда строительную компанию Хэндэ Construction. Проработав месяц, Ли получил прозвище Бульдозер: будущий мэр стопроцентно разобрал сломавшийся бульдозер, чтоб осознать, в чем поломка, и починить его.

Наладились дела не только лишь у реального бульдозера, да и у «тезки». Карьера Ли пошла в гору. Возглавив в 35 лет Хэндэ Construction, он становится самым юным CEO в Корее. В 47 лет — председателем совета директоров. А потом, после практически 30-летней карьеры, решает уйти в политику. В 2002 году Ли Мён Бак одолевает на выборах мэра Сеула.

В политику он переносит ту философию отношений, которую культивировал в компании. Создав прозрачные и понятные условия для бизнеса, Ли практически за пару с маленьким лет умножает городской бюджет, с $2,3 миллиардов до 5,6 миллиардов.

На заработанное мэр не только лишь развивал инфраструктуру, да и произвел в Сеуле реальную «зеленую революцию».

Принципиальным проектом стало высвобождение из трубы протекающей через центр Сеула речки Чхонгечхон. До того как предъявить проект публике, Ли сделал все расчеты сам. В итоге в 2005 году город получил новый незапятнанный водоем, место досуга и проведения различных мероприятий.

Посреди самых узнаваемых озеленительных проектов Ли Мён Бака следует также отметить создание большой эллиптической поляны на площади прямо перед мэрией. И главное — посадку Сеульского леса, местного аналога Централ-парка, где всего за год было высажено около 400 тыс. деревьев.

Добавить комментарий