Доступность жилища в реалиях 2014 года


Доступность жилища для малоимущих и незащищенных слоев населения – одна из приоритетных задач страны. Для этих целей создано огромное количество жилищных программ, направленных на отдельные категории людей Рф. Есть федеральные программки, которые действуют на всей местности страны, региональные программки, которые разработаны специально для отдельного субъекта Рф, также особые программки, направленные на людей разных категорий: военнослужащие, многодетные, участники войн, бюджетники, ученые и другие. В этой статье мы разглядим все имеющиеся жилищные программки в Рф, животрепещущие в 2014 году.

Разобраться во всем обилии имеющихся жилищных программ оказалось нелегко, так как, может быть, полного осознания функционирования программ нет даже у их разработчиков. Ни на одном муниципальном веб-сайте не представлена полная исчерпающая информация. Одни национальные проекты гремели на все страну, но далее общественных заявлений первыми лицами страны так и не продвинулись. Их тихо и без излишнего внимания СМИ похоронили. Спустя пару лет после заявления о их как о приоритетных государственных проектах закончили работать даже их веб-сайты. Другие же национальные проекты появились из ниоткуда и как бы по ним ведется какая-то работа.

Судя по официальной инфы, правительство о дилемме доступности жилища и о низкой обеспеченности людей высококачественным своим жильем знает и прикладывает усилия для решения жилищных заморочек россиян. А заморочек много, и они все требуют решения. И чем медлительнее правительство решает эти трудности, тем больше заморочек становится с течением времени.

Жилищные трудности

Перед государством стоит не только лишь общая задачка – сделать собственное жилище легкодоступным, да и другие личные задачки. Вот, к примеру, трудности, решение которых обозначено как приоритетное направление, эти данные взяты с веб-сайта Законодательного собрания 1-го русского региона:

Обострение ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве. В течение многих лет правительство недофинансировало полный ремонт и реконструкцию жилого фонда, не восстанавливало и не следило подобающим образом за городской коммунальной инфраструктурой. Это, непременно, привело к возросшему количеству аварийного и ветхого жилища, понижению надежности сетей, увеличению расходов на их содержание.
Сокращение объемов строительства жилых домов, несоответствие характеристик нового жилища требованиям людей, их представлению о соотношении стоимость / качество.
Неувязка доступности жилища для людей с низкими и средними доходами. Для таких людей правительство разрабатывает особые программки, которые тоже не всегда могут быть выполнены.
Решение неотложных заморочек развития жилищной сферы просит значимых инвестиций. Сюда относятся подмена ветхого и аварийного жилища, восстановление сетей водоснабжения и канализации, улучшение жилищных критерий внеочередников. К этой же дилемме относятся растущие расходы на эксплуатацию обычных жилых домов. Другими словами на решение всех этих задач у страны просто нет средств.

Разумеется, что эти задачки свойственны не только лишь для раздельно взятого региона, да и для всей Рф.

Статистика недоступности

Обеспеченность людей Рф жильем остается очень низкой. По этому показателю мы значительно отстаем от всех продвинутых стран. В Рф существует коэффициент доступности жилища, он указывает, сколько лет семье из 3-х человек необходимо накапливать на квартиру площадью 54 кв. метра. Рассчитывается он по средней цены жилища и по средней заработной плате 2-ух взрослых членов семьи. За сколько лет семья, стопроцентно отдавая 100% обеих зарплат, сумеет накопить на квартиру, таковой и показатель доступности жилища. Сейчас этот показатель в среднем по стране равен приблизительно 5 годам, в неких регионах до 7-8 лет. В продвинутых странах этот показатель равен приблизительно 3 годам, в отдельных городках существенно больше, до 10 лет. Но, справедливости ради, необходимо отметить, что в мире считают не 54 кв. метра на семью, а бо?льшую площадь (90-110 кв.м.). Этим и разъясняется приблизительно равные значения.

В среднем на 1-го обитателя страны приходится 20 кв. метров. А на 1-го обитателя Москвы – 18 метров общей площади, при всем этом данный показатель не меняется уже последние 20 лет. В 1992 году показатель был 18,3 кв. метра на человека, в 2002 – 18,5 кв.м, в 2011 – 18,7. Существенное изменение вышло исключительно в 2012 году – до 19,3 – и то за счет расширения Москвы в область. Снова же, если ассоциировать показатель обеспеченности жильем с продвинутыми странами, то Наша родина находится далековато не в фаворитах. В европейских странах средним показателем являются 40-70 кв. метров на человека.

Данный средний показатель – 20 кв. метров на человека – содержит в себе все жилище: и обычное, и ветхое, и аварийное. А рост ветхого и аварийного жилища, в том числе за счет естественного прироста, — одна из наибольших заморочек. Любая 4-ая семья в Рф имеет жилище, находящееся в нехорошем либо очень нехорошем состоянии. В благополучных регионах дома аварийного жилища составляют наименее 1% от общего числа, в самых же проблемных регионах Рф толика ветхого и аварийного жилища доходит до 20% от общего жилого фонда. По словам заместителя председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Александра Сидякина, от 50 до 75% всех объектов жилой недвижимости в Рф нуждаются в ремонте различной трудности.

Коммунальное же хозяйство находится в более грустном состоянии. Износ главных коммунальных сетей в целом по стране более 70% (за редчайшим исключением). И раз в год, потому что ситуация кардинально не изменяется, эта цифра только возрастает. В неких регионах износ главных коммуникаций (водоснабжение, сточная канава, теплосети) доходил до 90% еще пару лет вспять. По оценкам профессионалов, в отдельных регионах износ коммунальных сетей уже достигнул 100%.

Все эти жилищные трудности, в особенности на фоне чрезвычайно больших цен на жилище, кажутся не решаемыми. Если ценой каких-либо неописуемых усилий семья сумеет заработать на квартиру и в конечном итоге приобрести ее, она получит не современную благоустроенную недвижимость, а все тот же изношенный жилой фонд с изношенными коммуникациями. Пока же о доступной по цены квартире, современной, просторной, с комфортной планировкой, с необходимым количеством ванных комнат и туалетов, с центральным кондюком и приятным подъездом можно только грезить.

Жилищные программки

Для решения вышеперечисленных задач правительство разработало огромное количество жилищных программ. Первой программкой был Государственный проект «Жилье», о котором 1-ое упоминание было в 2005 году. В тот год заявляли, что проект стартует с 2009 года. Но данный проект, озвученный как важный для страны, так и не состоялся. Работы по данному проекту проведены не были, с 2012 года о нем отсутствуют любые упоминания Президентом и Правительством.

С 2012 года начала действовать муниципальная программка «Обеспечение легкодоступным и комфортабельным жильем и коммунальными услугами людей Русской Федерации» на 2013—2020 годы. Данная муниципальная программка содержит в себе последующие подпрограммы:

«Создание критерий для обеспечения легкодоступным и комфортабельным жильем людей России»,
«Создание критерий для обеспечения высококачественными услугами ЖКХ людей России»,
«Обеспечение реализации гос программы»,
Федеральная мотивированная программка «Жилище» на 2011-2015 гг.,
Федеральная мотивированная программка «Чистая вода» на 2011-2017 гг.,
подразумевается разработка проекта федеральной мотивированной программки «Жилище» на 2016-2020 гг.

Мотивированные программки «Жилище» и «Чистая вода» были сделаны ранее самой программки по обеспечению людей легкодоступным и комфортабельным жильем, этим и объясняются более ранешние даты начала их реализации. Программка «Жилище» с разными подпрограммами действует с 2002 года. К примеру, ранее была отдельная подпрограмма «Переселение людей Русской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», она действовала в 65 субъектах РФ. На данный момент же отдельной программки, занимающейся аварийным и ветхим жильем нет, она стала заходить в другие подпрограммы.

В текущее время действует федеральная программка «Жилище» на 2011—2015 годы, принятая Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17 декабря 2010 г. Она содержит в себе последующие подпрограммы:

«Обеспечение жильем юных семей»
«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»
«Выполнение муниципальных обязанностей по обеспечению жильем категорий людей, установленных федеральным законодательством»
«Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Русской Федерации»

Вот выдержка из гос программки «Обеспечение легкодоступным и комфортабельным жильем и коммунальными услугами людей Русской Федерации», содержащая некие задачки, которые программка должна делать:

создание критерий для активного роли в жилищном строительстве жилищных некоммерческих объединений людей и личных застройщиков;

развитие устройств кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры;

увеличение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения;
содействие формированию рынка арендного жилища и развитие некоммерческого жилищного фонда для людей, имеющих низкий уровень дохода;

расселение аварийного жилищного фонда, признанного таким по состоянию на 1 января 2012 года;

выполнение муниципальных обязанностей по обеспечению жильем категорий людей, установленных федеральным законодательством, обеспечение жильем и предоставление гос поддержки на приобретение жилища юным семьям;

создание критерий для роста объема полгого ремонта и модернизации жилищного фонда;

увеличение эффективности, свойства и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе методом вербования длительных личных инвестиций;

достижение такового уровня расселения в жилых помещениях, при котором среднее количество комнат в практически занятых жилых помещениях будет соответствовать среднему количеству лиц, живущих в таких помещениях;

достижение уровня соответствия жилищного фонда современным условиям энергоэффективности, экологическим требованиям, также потребностям отдельных групп людей (многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды и т.д.).

Малость о каждой подпрограмме

«Обеспечение жильем юных семей»

Предназначена для решения жилищных заморочек юных семей, состоящих на учете как нуждающиеся. Содержит в себе:

Предоставление юным семьям соц выплат на приобретение жилища экономкласса либо строительство личного дома экономкласса,
Создание критерий для покупки либо строительства жилища юный семьей (займы, кредиты, ипотека). В этом случае семья покупает жилище на собственные средства, но со льготными критериями.

Более известна программка «Молодой семье – доступное жилье».

«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»

Ориентирована на окончание строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, финансирование которых производилось в 2008 — 2010 годах, и которые по различным причинам не были завершены. Задачка программки – надежные коммуникации, понижение износа, улучшение экологии.

«Выполнение муниципальных обязанностей по обеспечению жильем категорий людей, установленных федеральным законодательством»

Предоставление муниципальных жилищных сертификатов разным категориям людей:

военнослужащие,
сотрудники МВД,
Ветераны Величавой Российскей войны,
юные семьи,
северяне,
инвалиды,
дети-сироты,
пострадавшие от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий,
другие категории людей.

«Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Русской Федерации»

Мероприятия, направленные на развитие массового строительства жилища экономкласса. Жилище должно быть не только лишь легкодоступным, да и отвечать современным эталонам по энергоэффетивности и экологичности. Для решения этой задачки государством сделаны отдельные компании, которые поддерживают жилищное строительство и развивают доступность жилища для людей:

Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства,
ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»,
Муниципальная компания «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»,
Муниципальная компания «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Правительство в рамках этой подпрограммы провоцирует регионы Рф к проведению действенной градостроительной политики, созданию критерий для строительства жилища экономкласса, отсутствию монополий и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства.

География увеличения доступности жилища

Федеральная программка «Жилище» действует на всей местности Рф, но, она действует исключительно в связке с региональными программками. Регионы принимают на себя обязательства по реализации программки, но, конечно, не всегда их реализуют.

Реализацию программки «Жилище» можно разбить на три уровня:

Федеральный,
Региональный,
Городской.

Разглядим задачки, которые решаются на каждом уровне.

Федеральный уровень:

Отбор субъектов Рф, которые будут участвовать в программке,
Заключение соглашений о реализации программки с субъектами Рф,
Контроль за реализацией программки на региональном уровне.

Региональный уровень:

Сбор данных о семьях, которые нуждаются в улучшении жилищных критерий,
Определение бюджета региона, который потратится на реализацию программки,
Отбор городских образований, которые будут участвовать в программке,
Рассредотачивание субсидий меж государственными образованиями,
Отбор банков и организаций, которые будут способствовать реализации программки,
Контроль за реализацией программки на городском уровне,
Освещение программки в СМИ (да, и такая функция тоже есть).

Городской уровень:

Подготовка данных о семьях, которые нуждаются в улучшении жилищных критерий,
Определение бюджета муниципалитета, который потратится на реализацию программки,
Исходя из бюджета, выдача документов на приобретение (получение) жилища.

Таким макаром, на улучшение жилищных критерий тратятся и федеральные средства, и региональные, и городские. Если у региона либо муниципалитета средств на реализацию программки нет, то в жилищных критериях людей этого региона либо муниципалитета ничего не изменяется.

Федеральные экономные средства распределяют по регионам компании, которые сделаны специально для содействия реализации программки. К примеру, Фонд содействия реформированию ЖКХ распределяет федеральный бюджет для проведения полгого ремонта и расселения жильцов из ветхих и аварийных домов.

Регионы и муниципалитеты обязаны доплачивать за реализацию программки из собственного бюджета, потому что Правительством определена наибольшая цена, за какую можно выкупать квадратные метры. Это в среднем 32 200 рублей за 1 кв. метр, что, конечно, в почти всех регионах недостаточно для покупки, потому что среднерыночная цена существенно выше.

Регионы Рф, отдельные субъекты, делают свою свою посильную региональную программку, которая соответствует федеральной программке. Но в каждом регионе действует своя уникальная программка, потому что способности и потребности регионов различны.

Эффективнее других вышла программка, сделанная в Москве, потому что Москва может позволить для себя такие инвестиции, о которых некие регионы и не грезят (подробнее этот вопрос рассмотрен в нашей последующей статье).

Ниже перечислены более известные региональные программки и подпрограммы, которые действуют далековато не во всех субъектах Рф.

Соц ипотека

Военная ипотека

Ипотека для работников экономной сферы

Юный семье – доступное жилище

Компенсация найма

Субсидии для приобретения либо строительства жилого помещения

работникам экономной сферы,

юным семьям,

юным ученым,

семьям с детьми-инвалидами,

многодетным семьям.

Рассрочка платежей

Жилищные сертификаты

Также не все категории людей имеют право на получение субсидий из федерального бюджета. Для неких категорий людей жилище стопроцентно либо отчасти оплачивается только за счет регионального либо городского бюджета.

Разглядим отдельные категории людей, имеющих право на улучшение жилищных критерий.

За счет средств федерального бюджета:

Инвалиды
Работники милиции
Работники прокуратуры
Судьи
Работники пожарной охраны
Военнослужащие
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
Жертвы политических репрессий
Другие категории людей

За счет средств регионального бюджета:

Ветераны
Дети-сироты

За счет средств местного бюджета:

Нуждающиеся в улучшении жилищных критерий.

Программки помощи в дальнейшем

В 2014 году Госдумой после пары лет дискуссий подвергся рассмотрению законопроект, который предугадывает некоммерческую аренду жилища у страны. Если данный законопроект будет принят, то уже с 2015 года можно будет снимать жилище у страны. Закон будет распространяться лишь на самых незащищенных людей, у каких нет способности приобрести жилище даже с учетом всех соц программ, в том числе при помощи льготной ипотеки. Подразумевается, что в данном случае можно будет арендовать квартиру у страны в Москве всего за 10 000 рублей за месяц. Получая такую квартиру в аренду, гражданин снимается с очереди на улучшение жилищных критерий. Пересдача в субаренду либо обмен квартиры не предусмотрены.

Примечание от редактора

22 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон 217-ФЗ, вносящий поправки в Жилищный кодекс. Часть поправок вступают в силу с 1 января 2015 года, большая часть поправок уже вступила в силу. Так что правовая база есть, сейчас дело за строительством.

Возлагаем надежды, что поправки не останутся просто бумагой и слова будут подкреплены реальным делом.

Заключение

Казалось бы, что все так совершенно и государством сотворено такое обилие жилищных программ, что в какой-то момент все нуждающиеся получат свое жилище, которое станет легкодоступным для хоть какого, обеспеченного работой человека, а само жилище будет высококачественным, современным и неопасным. Но чуть ли многие испытывают лишние надежды. Жилище получают только те граждане, которые состоят на учете в качестве нуждающихся. В современных реалиях 2014 года принципиально остаться в очереди нуждающихся. Последние пару лет существует тенденция, что очередников почаще выписывают из очереди, чем обеспечивают новым жильем.

В заключение приведу слова уполномоченного по правам человека в Москве Александра Музыканского: «Количество людей, получающих жилище по разным госпрограммам, продолжает… понижаться. Зато вырастает количество случаев снятия людей с очереди под самыми различными предлогами. Так, в 2012 году из полного количества очередников, снятых с жилищного учета, 58% получили квартиры, а 15% вдруг были признаны не нуждающимися. В 2013 году квартиры получили уже 48% очередников, а не нуждающимися признали 33% — другими словами каждого третьего!». Может быть это от того, что в 2013 году 33% людей стали богаче и без помощи других решили собственный жилищный вопрос? Вызывает колебание.

Законодательство

Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2012 г. № 2227-р «О гос программке РФ «Обеспечение легкодоступным и комфортабельным жильем и коммунальными услугами людей Русской Федерации» (утратило силу),

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 323 г. Москва «Об утверждении гос программки Русской Федерации «Обеспечение легкодоступным и комфортабельным жильем и коммунальными услугами людей Русской Федерации»,

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 г. Москва «О федеральной мотивированной программке «Жилище» на 2011-2015 годы»,

Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ,

Статья 89 Жилищного Кодекса «Предоставление гражданам другого обустроенного жилого помещения по договору общественного найма в связи с выселением»,

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и малышей, оставшихся без попечения родителей».

Анастасия Милькова, обозреватель Realto.ru

Добавить комментарий